Татьяна Филонова


Семейный психолог

Лайф - коуч


Сопровождение ''под ключ''


Бондинг - залог счастливого материнства!

Большинство на вопрос: «Знакомо ли Вам слово бондинг?» ответят отрицательно. Если мужской половине населения это простительно, то женщинам необходимо владеть информацией, т.к. бондинг является важной практикой каждой мамы.

Так что же такое бондинг? «Бондинг» (от английского bonding) – это «воссоединение», «воссоздание». Под этим иностранным термином понимается тонкая, интуитивная связь младенца и его родителей. Это не просто материнский инстинкт или любовь к своему малышу, это – способность понимать, угадывать и даже предугадывать его желания. [1]

О феномене бондинга серьезно заговорили после выхода в свет книги Дж.Ч. Пирса «Волшебный ребенок», где автор рассказывал об американке Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди.

Бондинг – шире, чем просто привязанность к ребёнку, это своего рода квинтэссенция материнских чувств, нечто недоступное интеллекту, логике, языку. Невозможно обучить бондингу, но можно сделать так, чтобы он имел место быть.

Формирование бондинга происходит в несколько этапов.

Первый этап - беременность.

Фактически бондинг возникает с самого начала беременности. В организме женщины происходят изменения, как физиологические, так и психологические, которые позволяют осуществлять функцию материнства. Обостряются чувства, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция – важные инструменты, которые позволяют ощущать малыша, понимать его потребности.

Отношение бондинга формируются, если будущая мама естественно принимает изменения, происходящим в ней. В этот период нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Сосредоточиться на неизвестных ранее ощущениях, снах, непонятных сигналах. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится Матерью.

Любое насилие над этим процессом, неприятие изменений, стремление жить внешней жизнью, интеллектуальные перегрузки – препятствует установлению бондинга. Но это не значит, что женщина с той секунды, как узнала о беременности, бросает все дела, интересы, хобби, работу. Речь о другом: необходимо понимать происходящее внутри, уделять хотя бы минимальное внимание будущему малышу. А для этого надо просто время от времени погружаться в себя, общаясь с ребенком. Чтобы такое общение стало результативным, желательно придерживаться следующих рекомендаций, во - первых, уметь слушать себя и доверять себе (для лучшего сосредоточения сознания вокруг малыша и предстоящих родов можно подключить занятия йогой и медитацией); во - вторых, обладать хотя бы самыми элементарными знаниями о том, что такое «нормальная» беременность; в – третьих, активно подключать ко всем этим процессам супруга – будущего папу. Т.о. проживать свою беременность активно по отношению к самой беременности и будущему малышу, а не только с заботой о собственном теле и физическом состоянии. При желании, довольно легко научиться.

Второй этап - роды.

Во время родов женщина находится в измененном состоянии сознания, которое в нормальных условиях, при определенной психологической подготовке и позитивном настрое, носит характер пикового переживания, способного сильно трансформировать мировосприятие. В это время активизируется то, что можно назвать интуитивным сознанием. Ребенок поддерживает данный процесс, вырабатывая в кровь матери большое количество гормонов. Характер этого пикового переживания весьма существенен для формирования бондинга.

Возникшая ниточка доверия помогает поддерживать друг друга в эти нелегкие для обоих часы, договариваться о «совместных действиях», подбадривать друг друга, дает возможность маме предупредить и рассказать малышу обо всем, что его ждет.

Шоковое состояние, вызванное условиями родов в современных родильных домах и психологической неподготовленности роженицы, обычно приводит к «запечатлению» родов как негативного опыта и, как следствие, к ослаблению бондинга. Немалую роль играет и необоснованное использование медикаментов, как во время беременности, так и во время родов, нарушающее гормональный баланс и естественный ход процесса.

Третий этап – установление бондинга с родившимся малышом.

Первые минуты жизни малыша чрезвычайно важны. Рождение – это гроза, ураган. А ребенок – терпящий кораблекрушение, уничтожаемый, поглощаемый стремительным приливом ощущений, которые он не умеет распознать. Для крохи этот мир – пугающий. Маленький путешественник требует помощи, защиты. Кто лучше всего это сделает? Конечно, мама!

Прижав младенца к своей груди, она частично возвращает его в прежнюю среду существования. Тепло материнского тела, биение ее сердца успокаивают ребенка, даруют ему чувство безопасности. Именно мамочка обеспечивает долгожданному малышу так называемый контакт - комфорт, имеющий огромное значение для всей последующей жизни ребенка. Этот контакт – первичный источник положительных эмоций. Ощущение комфорта и безопасности, исходящее от мамы - значимый фактор установления бондинга.

К сожалению, в наши дни ураган рождения для малыша часто сменяется новым ураганом – ранним пережиманием пуповины, ярким светом лампы, шлепками по ягодицам с целью вызвать крик, грубым отсасыванием жидкости из носа и рта, растягиванием для измерения роста и т.д. Вместо ощущения маминого тепла – резиновые перчатки акушера, пеленки, неподвижность. Изоляция от мамы…

Иначе чувствуют себя малыши, которых приложили к материнской груди, не унесли от мамы, которые с первых же мгновений почувствовали себя любимыми и защищенными привычным маминым теплом! [2]

Бондинг существует между мамой и её детьми на протяжении всей жизни. Именно им можно объяснить, как мама на расстоянии чувствует, что её взрослый, живущий отдельно ребёнок заболел или у него неприятности. Успешному формированию бондинга способствует также раннее прикладывание малыша к груди, грудное вскармливание, тесный эмоциональный контакт, совместный сон.

Бондинг – это свойство, которым наделены абсолютно все мамы. Только, к сожалению, не все используют подарок природы на 100%, вследствие чего незримая связь может быть разрушена. Причин этому может быть несколько.

На первое место можно с уверенностью ставить работу. Именно она отнимает огромное количество времени и сил. Особенно это касается женщин с ненормированным или удлиненным рабочим днем, и тех, у кого работа связана с постоянными стрессами и эмоциональными нагрузками. О какой интуиции может идти речь, когда вернувшись домой после тяжелого рабочего дня, остаются еще и по дому десять дел на сегодня. Естественно приходится действовать и думать логически, а не полагаться на внутренний голос.

Второй враг бондинга – привычка жить в режиме нон - стоп. В большом городе быстро привыкаешь целыми днями крутиться как белка в колесе. И когда приходит время расслабиться и радоваться новому положению, оказывается очень сложно перестроиться. Начинает катастрофически не хватать прежней суеты и работы.

Бондинг и привязанность.

Бондинг – важное условие формирования положительных личностных качеств. Привязанность к маме – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств.

Однако следует различать отношения бондинга и просто привязанности. Привязанность матери и ребенка существует в любом случае, бондинг – нет. Бондинг – это нечто большее, чем привязанность. При привязанности тонкие или интуитивные сигналы, предшествующие физическому событию, не воспринимаются, а всегда осознаются после факта.

Бондинг – способность течь с событиями на предсказательном, упредительном уровне. Привязанность – попытка анализировать, предсказывать вероятность.Бондинг использует привязанность так же, как разумность использует интеллект.

Установлено, что «бондинговые» дети гораздо общительнее, внимательнее, спокойнее сверстников, лишенных «маминой ниточки». Эмоциональный контакт, установленный еще в материнской утробе, нелегко разрушить даже подростковым кризисом, а это значит, что Ваш ребенок получит лишнюю страховку от тягот переходного периода.


Литература.

1. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова.- М.: Изд - во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

2. Мухамедрахимов, Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем // Вопросы психологии, 1994. - № 6. - с. 12 – 23.

Автор статьи: Филонова Татьяна Юрьевна